Содержание
Прообразом современных датчиков температуры охлаждающей жидкости стало простое температурное реле. Изначально оно устанавливалось только на дорогие, узнаваемые иномарки. Это была первая и успешная попытка регулировки температуры охлаждающей жидкости автоматическим способом. Термореле впервые начали устанавливать на двигатели с распределённой системой впрыска топлива. Оно было массивным, ненадёжным и часто «залипало», что вело к ложным срабатываниям.
Сегодня современный датчик охлаждения представляет собой небольшое изделие, которое даже сложно найти в подкапотном пространстве. Независимо от марки и модели автомобиля, типа системы управления и мощности двигателя датчик ОЖ выполняет одну функцию: посылает сигнал о текущей температуре тосола или антифриза в контуре на ЭБУ. Основываясь на уровне напряжения, подаваемого датчиком ОЖ, электронная система управления автомобилем регулирует насыщение смеси, увеличивает или уменьшает обороты двигателя.
Наверняка многие замечали, как при запуске мотора в сильный мороз резко возрастают обороты холостого хода. ЭБУ повышает их для быстрого прогрева двигателя, а заслуга в этом – работа датчика.
Токово-температурная характеристика датчика
Сопротивление термоэлемента, расположенного внутри корпуса датчика, напрямую зависит от температуры, воздействующей на корпус. Чем выше температура, тем ниже сопротивление датчика. Причём, показания изменяются по нелинейной характеристике. По сути, это кривая, близкая к параболе.
Сопротивление датчика максимальное при температуре ОЖ -300 С-400 С, резко уменьшается на отметке «0» и выше. Работу такого явления можно заметить при запущенном двигателе в зимнее время года. Как только стрелка указателя температуры ОЖ начинает отклоняться в плюсовую зону, обороты холостого хода падают.
Далее, чтобы понять, как датчик температур воздействует на ЭБУ, нужно вспомнить закон Ома:
I= U/R,
Чем ниже уровень сопротивления проводника, тем выше напряжение в электрической цепи. ЭБУ реагирует на изменение уровня напряжения, регулируемого датчиком, и выполняет корректировку насыщенности топливо-воздушной смеси.
Сколько контактов может быть на датчике
Автомобили могут иметь одноконтактные, двухконтактные и трёхконтактные датчики температуры охлаждающей жидкости.
Одноконтактный тип имеет токопроводящий корпус. Один провод соединяется с плюсом аккумуляторной батареи, а металлический корпус – с «массой».
У двухконтактных датчиков каждый контакт соединяется с плюсовой и минусовой цепью аккумуляторной батареи.
Третий контакт трёхконтактных датчиков выполняет роль «заземления» и исключает риски короткого замыкания. Такую конструкцию имеют современные модели датчиков. Однако, некоторые производители отказываются от их применения ввиду особенностей электропроводки автомобиля.
Одноконтактные датчики, к примеру, применяются на автомобилях VW Golf. Также их можно встретить на некоторых марках Renault. По мере возрастания температуры ОЖ загорается всё большее количество сегментов на электронной панели приборов (при 295 Ом светится один сегмент, а при 33 Ом, соответствующих температуре охлаждающей жидкости 124 0С, горят все сегменты).
Проверка датчика с помощью мультиметра
Понять, что датчик не работает, очень легко. Достаточно замерить его сопротивление, не демонтируя с автомобиля. Если на холодной машине параметр сопротивления стремится к нулю – это явный обрыв цепи. Датчик неисправен.
Для качественной проверки температурного датчика необходимо знать его токовую характеристику. Найти её можно, но сложно. Поэтому применяется обобщённая методика проверки. Выполнить проверку без снятия с блока цилиндров можно двумя путями:
- Тестер переводится в режим замера сопротивления, щупы подсоединяются к контактам, выполняется замер сопротивления при различных значениях температуры ОЖ. Обычно, при температуре охлаждающей жидкости в пределах 0-50 С сопротивление датчика находится на уровне 7500-9000 Ом, при температуре 30-400 С – в диапазоне 1500-2300 Ом, а при температуре ОЖ 80-900 С оно составляет менее 1000 Ом. Если показания на табло мультиметра резко отличаются от обозначенных выше, скорее всего, с исправностью ДТОЖ имеется проблема;
- Тестер переводится в режим измерения уровня постоянного напряжения. Диапазон измерения устанавливается на отметке «20» или «30» вольт. К контактам датчика подсоединяются щупы прибора. При работающем двигателе, если температура охлаждающей жидкости поддерживается в нормальных пределах, напряжение на контактах колеблется в пределах 5 В с погрешностью 1,5 В. Т.е. его нормальный уровень — 3,5-6,5 В.
Некоторые автомобилисты часто спрашивают: «Как прозвонить датчик самостоятельно?». Глубокое заблуждение. Его не нужно прозванивать. Если внутренняя терморезистор имеет короткое замыкание или обрыв цепи соединения, его сопротивление будет составлять ноль Ом.
Проверить это очень просто. При работающем двигателе снимается фишка с датчика, ЭБУ подаёт сигнал на включение вентилятора охлаждения радиатора. Электронная система управление воспринимает нулевое сопротивление как критическую температуру двигателя и включает интенсивное охлаждение. Хотя на самом деле – это отказ термочувствительного элемента.