Содержание
Не задавались ли Вы вопросом, как современные системы управления автомобилем контролируют работу мотора? Ведь от стабильной и эффективной работы двигателя внутреннего сгорания зависит мощность, качество сгорания топлива в цилиндрах, токсичность выхлопов и моторесурс всех элементов ДВС.
С приходом электронных систем управления водители избавились от множества проблем. Мало кто вспомнит, но раньше угол опережения зажигания выставлялся вручную, в гаражах, с использованием стробоскопов и только с помощью собственных знаний. Теперь все процессы внутреннего сгорания контролирует ЭБУ. Но по какому параметру проще всего судить, как ведёт себя двигатель? Конечно, по угловой скорости коленчатого вала. Этот элемент является передаточным звеном в цепочке преобразования энергии сгорания топлива в механическую, реализуемую на колёсах автомобиля.
Ориентируясь на скорость вращения коленвала, ЭБУ определяет возможные пропуски зажигания, корректирует состав топливо-воздушной смеси, останавливает двигатель, если обороты КВ ниже допустимого предела или же наоборот, завышены. Прообразом современного датчика положения коленчатого вала стал датчик времени, применявшийся в конструкции автомобилей в 80-х годах прошлого столетия.
Конструкция
Как выглядит ДПКВ? Конструкция большинства датчиков вращения унифицирована. В прочном пластиковом корпусе располагается магнит постоянного тока (позиция «А») с токовой обмоткой (позиция «В»). Для усиления сигнала датчика внутрь обмотки помещается ферромагнитный сердечник («Б»).
Корпус имеет специальный прилив с запрессованной в него стальной втулкой. Во втулке располагается тело крепёжного винта, с помощью которого датчик фиксируется на двигателе.
Со стороны, противоположной индуктивной части, находится контактный разъём. Он может быть открытого или закрытого типа. Назначение разъёма – соединение с электронной системой управления зажиганием.
Принцип работы
Постоянное магнитное поле пересекает зубцы задающего диска, обозначенного цифрой «2». В большинстве двигателей диск располагают на шкиве коленчатого вала. Как только магнитное поле пересекает сегмент диска без зубцов (позиция «Г» на эскизе), напряжение в обмотке изменяется, аналоговый сигнал поступает на ЭБУ.
Сектор «Г» соответствует нахождению поршней двигателя в верхней мёртвой точке. В четырёхцилиндровых моторах, установленных на большинстве легковых автомобилей, в ВМТ могут одновременно находиться только два поршня. Именно в этот период времени электронный блок управления, декодировав сигнал датчика, даёт команду форсункам топливной системы на впрыск бензина. За счёт этого обеспечивается ритмичная, стабильная и чёткая работа системы зажигания.
Функции датчика
Так для чего нужен датчик вращения и какими системами автомобиля он управляет?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на электрическую схему автомобиля. В качестве примера изображён участок электропроводки одной из моделей российского автопрома. Индукционный ДПКВ обозначен цифрой «18». Он взаимодействует с датчиком массового расхода воздуха – ДМРВ. Совокупный сигнал поступает на контроллер управления двигателем.
Получив данные о нахождении поршней двигателя в ВМТ и о качественном составе смеси, контроллер даёт команду на впрыск топлива. При этом состав смеси постоянно изменяется. При высокой нагрузке на двигатель в цилиндры подаётся обогащённая бензином смесь, при работе в режиме холостого хода объёмное содержание топлива стремится к минимуму.
Основная функция датчика — определение фактического положения коленвала и передача сигнала на блок управления зажиганием.
Признаки неисправности
- падение мощности двигателя при разгоне;
- самопроизвольная остановка двигателя на режиме холостого хода;
- неустойчивые обороты ХХ («плавают» в диапазоне 400-900 об/мин);
- при нажатии педали сцепления в движении резкий заброс оборотов с последующей остановкой двигателя.
Если кинематическая схема ГРМ нарушена (оборван ремень привода распредвалов, растянута цепь) машина может не завестись вовсе. При этом после нескольких неудачных попыток на панели приборов возникнет предупреждение «Check Engine».
Проверка датчика
Для проверки датчика его необходимо демонтировать. Он располагается в нижней части двигателя, поэтому подсоединять щупы тестера или мегаомметра крайне неудобно.
Измерение сопротивления изоляции
Любая индуктивная катушка имеет сопротивление. Замер можно выполнить как цифровым тестером, так и профессиональным мегаомметром (однако, он дорого стоит и есть далеко не у каждого автолюбителя). Нормальное сопротивление обмотки составляет 0,5 Мом и выше. Если Вы видите на экране тестера значения, близкие к нулю, скорее всего, обмотка оборвана или находится в режиме короткого замыкания. Смело меняйте датчик.
Считывание осцилограммы
Осциллографы используются профессиональными автосервисами. Их применяют в случае, если выявить неисправность датчика по первичным признакам не получилось. Как правило, осцилограмма имеет вид правильной синусоиды. Кратковременные интервалы говорят о пересечении сегментом задающего диска сектора без зубцов, т.е. в таком случае датчик работает исправно.
Отсутствие диаграммы или её прерывистый характер указывают на неисправность.