Содержание
Автомеханики говорят о датчике дроссельной заслонки, что это устройство для определения точной дозы топлива для обеспечения эффективного впрыска того или иного режима современного движка.
При этом Википедия объясняет, что датчик положения дроссельной заслонки – это не что иное, как преобразователь актуальных ее положений в те или иные параметры электротока.
Ну и еще одно развернутое определение ДПДЗ гласит, что это электронное устройство, выполняющее задачи:
- связующего звена между электронным акселератором и заслонкой дросселя;
- отображения угла поворота заслонки с помощью параметров постоянного тока;
- и передачи этих данных с помощью электронных средств коммутации с ЭБУ, для формирования команд по дозировке и моменте впрыска топлива, подачи зажигания и некоторых других параметров.
Какие датчики на заслонке дросселя могут стоять?
По способам установки ДПДЗ могут быть, как отдельно расположенными, так и встроенными в корпус дросселя (см. фото):
Что касается самих конструкций датчиков, то на верхнем фото — это контактный или с наличием потенциометра ДПДЗ, а на нижнем снимке, где указан привод заслонки — это бесконтактный или датчик Холла либо работающий с помощью магнитов.
Помимо вышеприведенного датчика с использованием эффекта Холла, есть еще один тип бесконтактных ДПДЗ, которые работают используя возможности электромагнитной индукции.
Работа датчика-потенциометра
Контактный ДПДЗ ставится на оси заслонки дросселя и в зависимости от нажатия, коммутирующей с датчиком электронного акселератора, с помощью передвижения ползунка по резисторной дорожке выдает определенное выходное напряжение.
При нажатии на акселератор, заслонка поворачивается на заданный угол, и выходное напряжение меняется в плоть до максимальных 4 В, а некоторые конструкции датчиков могут выдавать 4,5 В, тогда как 0,7 В – при закрытом дросселе.
При этом ЭБУ, принимая, например, максимальное выходное напряжение от ДПДЗ обеспечивает соответствующее максимальное обогащение горючей смеси или максимальный топливный впрыск.
Если поступит на ЭБУ минимальное выходное напряжение от потенциометра, что будет означать закрытый дроссель, а обороты двигателя будет выше, чем это установлено блоком управления, то последний отключает подачу топлива. Впрыск может опять возобновиться, если частота вращения силовой установки достигнет холостого режима.
В свою очередь, когда заслонка будет закрытой, то тогда вступает в работу РХХ, тем самым обеспечивая устойчивые обороты движка.
Бесконтактный датчик заслонки дросселя на эффекте Холла
Датчик ПДЗ, который работает на эффекте Холла позволяет, как формировать, так и осуществлять передачу сигналов ЭБУ без осуществления физического контакта с элементами дроссельной заслонки, что делает такие сенсоры максимально надежными.
Что касается конструкции бесконтактного датчика то, выходит, что с помощью постоянных магнитов, установленных на оси заслонки дросселя, которые осуществляют вращение вокруг датчиков Холла, формируются выходные сигналы для ЭБУ.
Индукционный тип бесконтактного датчика
Само название датчика говорит о том, что его работа основана на использовании такого явления, как электромагнитной индукции, о которой из школьных уроков физики известно, что любой проводник, помещенный в переменный магнитный поток, обладает электрическим потенциалом.
Что касается принципиальной схемы работы индукционного датчика, то если максимально упростить презентацию работы этого контролера, то это может быть отображено, как нижеприведенном рисунке. С одним уточнением, что напряжение тут возникает не в проводнике (3), а в витках катушки индуктивности (2), которая обладает сердечником (1).
Иначе говоря, если на некотором близком расстоянии от катушки находится то или иное металлическое изделие, то меняются параметры ее индуктивности в виде изменения параметров электротока. Что, собственно и фиксируется специальной платой датчика ПДЗ и с помощью чипа преобразуется в выходные сигналы для ЭБУ.
Для чего нужен тот или иной тип ДПДЗ?
Если сделать сравнительный анализ, рассмотренных в этом обзоре датчиков, то окажется, что резистивные (на потенциометрах) контролеры наиболее доступные по стоимости, однако менее надежные. А наиболее качественные — это бесконтактные изделия, но они обладают высокими ценами.
Поэтому, как правило, контактными датчиками оснащаются движки бюджетных комплектаций, а бесконтактные — ставят на ТОПовые сборки машин.
Типаж ДПДЗ | Резистивный (на потенциометре) | Магнитный (на эффекте Холла) | Индукционный |
Качество | удовлетворительное (наличие физического износа) | отличное | хорошее |
Стоимость | низкая | высокая | средняя |
Выходной сигнал | аналоговый | как аналоговый, так и цифровой | как аналоговый, так и цифровой |
Линейность сигнала | хорошая | очень хорошая | хорошая |
Возможность дублирования | с помощью дополнительных дорожек, но с их износом | установкой второго изделия | с помощью дополнительных катушек индуктивности |