Содержание
Многие автолюбители-новички с гуманитарным и даже с техническим образованием находятся в недоумении, если ГРМ отвечает за работу системы газораспределения, то за что отвечает датчик положения коленвала?
Наиболее кратко на этот вопрос новобранцев нашего гаражного сообщества можно ответить так, что датчик коленвала является настолько важным среди всех контроллеров, что при выходе его из строя, зачастую невозможно завести инжекторный движок.
Место, где расположен ДПКВ?
Из-за того, что датчики коленвалов играют важную роль в работе силовых агрегатов, поэтому все, включая разработчиков, так и по их техзаданиям и автопроизводителей стараются разместить их в максимально возможной доступности. Для удобного проведения, как очистки и диагностирования, так и ремонта, а также замены синхронизаторов.
Что касается доступности, то она на самом деле весьма условная, так как эти приборы ставят, как правило, рядом со шкивами коленвалов недалеко от генераторов с отличительной особенностью этих шкивов, что они снабжены зубчатыми задающими или реперными дисками.
Как видно на фото ДПКВ имеет болтовое крепление, обладает полимерной защитой и оснащен проводкой с наличием фишки с контактами подачи управляющих сигналов на ЭБУ:
Что касается алгоритма определения частоты вращения и положения как ВМТ, так и НМТ для первого и четвертого цилиндров (за один оборот коленвала), то синхронизаторы ориентированы на фиксацию отсутствующих пар зубьев на реперных дисках, а также по отмеченному зубу, как это показано на фото:
Принципы работы контроллеров
Есть три типа датчиков синхронизации, а именно с осуществлением сбора информации для ЭБУ:
- применяя датчик Холла;
- используя оптический эффект;
- а также индукционный (магнитный) способ определения скорости вращения и ориентации коленвала в пространстве в нужный момент времени, как для искрообразования и для подачи на форсунки топлива.
Кстати, именно магнитные датчики являются наиболее эффективными синхронизаторами на инжекторных движках, так как они являются, во-первых, надежными, во-вторых, конструкционно простыми, и, в-третьих, более функциональными, определяя, как уже говорилось ранее, и скорости вращения, и положения коленвалов.
Индуктивный или магнитный ДПКВ
Работа этого синхронизатора осуществляется с использованием катушки с магнитным сердечником, которая реагирует появлением напряжения при пересечении магнитного поля зубьями задающего диска.
Впрочем, если рассматривать работу индукционного контроллера максимально подробно, то:
- Реперный диск изготовлен так, чтобы на нем разместилось 60 зубьев, но два из них отсутствуют. При этом пробел этих зубьев является сигналом к началу отсчета оборотов и положения коленвала.
- Постоянный магнит датчика образует магнитное поле. Вращение реперного диска с помощью зубьев, проходящих через магнитное поле формирует сигналы синхронизатора.
- Анализируя частоту возникновения сигналов ЭБУ определяет, как актуальное положение, так и частоту оборотов коленвала в тот или иной момент времени.
- Исходя из чего осуществляется коррекция работы движка.
Кстати, специально для тех из нашего гаражного сообщества, кто является гуманитарием.
Важно! индукционный датчик не запитан от электрической системы, а формирует напряжение в обмотках катушки за счет влияния зубьев, пересекающих магнитное поле.
Датчик Холла
Что касается синхронизаторов, работающих на эффекте Холла, то, во-первых, они нуждаются в электропитании. Во-вторых, влияние зубьев реперного диска на магнитное поле формирует слабые, требующие усиления сигналы.
Именно поэтому, несмотря на высокую точность дискретных измерений эти ДПКВ не получили массового распространения на инжекторных движках.
Оптические контроллеры
Они используют свето- и фотодиодные пары, когда в зазорах между ними проходят зубья задающего диска из-за чего фотодиоды формируют сигналы, которые и направляются на ЭБУ.
Но опять же, такие синхронизаторы не совсем эффективно и надежно показали себя на практике, поэтому они почти не применяются на современных инжекторных движках.