Содержание
При наличии нестабильных, плавающих оборотов инжекторного движка Лады, мотористы грешат на датчик холостого хода (ХХ) Приора 16 клапанов, где находится регулятор, корректирующий параметры топливо-воздушного (кислородного) соотношения горючей смеси.
Дело в том, что в процессе холостых режимов работы ВАЗовских движков их дросселя закрыты. А для обеспечения стабильности низких оборотов предназначены датчики ХХ, которые находятся в дроссельных блоках около датчиков положений дроссельных заслонок (см. фото выше).
Симптоматика некорректной работы датчиков ХХ
Так как режим холостого вращения ДВС не отражен должным образом в алгоритмах ЭБУ, то выход из строя рассматриваемого нами регулятора не сопровождается появлением аварийной Check иконки на приборном щитке Приоры. Однако о поломке этого клапана могут свидетельствовать такие характерные симптомы, как:
- неконтролируемые изменения оборотов мотора без наличия внешних нагрузок;
- сброс газа, впрочем, как и добавление газа не приводит к изменениям параметров вращения. А при резком нажатии на газ, движок глохнет
- при подключении кондиционера, отопления и даже салонного освещения сопровождается снижением оборотов силовой установки Приоры.
Как работает и как выглядит ДХХ?
Для начала рассмотрим, как работает датчик, который, выполняя функции регуляции топливной смеси для обеспечения устойчивых низких оборотов движка еще называется и регулятором ХХ (РХХ).
Как уже говорилось ранее, инжекторные моторы запускают с закрытыми дроссельными патрубками, где РХХ открывают байпасные каналы для пропуска надлежащего количества воздуха для ДВС с тем, чтобы поддерживать устойчивые обороты движков в пределах 900-950 об/мин.
Судя по характеру работы регуляторов, они выполняют функции клапанов, которые с помощью электроприводов под управлением ЭБУ отрывают доступ воздуха к впускным коллекторам. При этом в зависимости от того, насколько произойдет открытие байпасных каналов, настолько и будут объемы подаваемого воздуха, как это показано на нижеследующей схеме:
Что касается взаимодействия между ЭБУ и регулятором, то:
- После того, как будет включено зажигание ЭБУ сразу же начинает считывать данные с датчика температуры движка, принимая при этом решение о степени открытия клапана для обеспечения запуска и стабильных низких оборотов мотора.
- По мере работы движка на минимальных оборотах ЭБУ, получая информацию с датчиков, как расхода, так и температуры входящего воздуха, а также от других сенсорных устройств и, сопоставляя с данными, полученными с датчика оборотов коленвала, производит корректировку степени открытия РХХ.
- Когда мотор достаточно прогреется, то ЭБУ, опять же на основе информации с датчиков, в результате уменьшения нагрузки на движок, дает команду на соответствующее прикрытие клапана РХХ.
Кстати, когда начинает использоваться электронная педаль акселератора, которой оснащен Приоры, то с помощью команды от ЭБУ открывается дроссельная заслонка. Однако еще некоторое время поддерживается стабильное вращение движка в пределах 1 тыс. об/мин даже при подаче воздуха, теперь уже через дроссельный патрубок.
Относительно, как внешнего облика, так и внутреннего устройства РХХ, то это все показано на нижеследующем слайде:
Как проверить работу датчика (регулятора) ХХ Приоры 16?
При наличии признаков, которые характерны для некорректной работы ДХХ, то мотористы освоили несколько способов с помощью которых со 100 процентными результатами можно определить работоспособность регулятора.
Наиболее распространенной методологией определения проблемы в регуляторе — это при невозможности завести мотор с закрытой дроссельной заслонкой, попытаться это сделать, нажав на педаль газа. Если движок заведется и сразу же заглохнет при отпускании электронного акселератора, то становится совершенно очевидной причина такого явления, а именно все дело в обездвиживании клапана регулятора.
Что касается теперь уже причин неподвижности клапана, то это может быть, как из-за механических загрязнений его конусной части, штока и червячного механизма привода, а также из-за причин электрического характера в виде обрыва проводки питания и при выходе из строя обмотки шагового электродвигателя.
Механические причины некорректной работы клапана ДХХ | Способы устранения неисправности | Причины, связанные с питанием и электронным управлением ДХХ | Способы устранения неисправности |
Наличие нагара на конусе клапана | Очистка конуса и седла клапана | Обрыв проводов питания и управления шагового двигателя | Прозвание проводки с помощью тестера-мультиметра, замена проводки |
Подсос воздуха из-за негерметичности корпуса ДХХ | Заменить кольцо уплотнения и посадить корпус на пасту герметик | Обрыв цепи обмотки статора | Прозвание обмотки мультиметром и в случае подтверждения наличия обрыва — замена ДХХ |
Наличие люфта штока | Замена ДХХ | Повышенное сопротивление обмотки | Если при замере омметром, сопротивление окажется больше, чем 60 Ом, то ДХХ следует заменить. |
Диагностирование ДХХ с помощью приложения Open Diag
Загрузив приложение на смартфон или используя для этого ноутбук и, подключившись к ЭБУ Приоры, следует зайти в раздел Регулятора холостого хода, где можно будет фиксировать в шагах положение РХХ.
Диагностика осуществляется на прогретом движке, и о нормальной работе клапана будут свидетельствовать показания в диапазоне от 25 и вплоть до 40 шагов.
По поводу того, как менять ДХХ на Приоре?
Сама манипуляция замены регулятора не представляет никакой сложности даже для гуманитариев, а именно, определив место, где стоит датчик, отсоединяется фишка питания и управления, после чего выкручиваются два винта крепления регулятора к блоку дроссельной заслонки
Ну и напоследок фото для новичков автолюбительского сообщества следует, наконец, показать какой датчик является регулятором холостого хода.