Содержание
Датчик положения коленчатого вала устанавливается на автомобилях с электронной системой впрыска топлива. Это могут быть как бензиновые, так и дизельные моторы. ДПКВ передаёт сигнал на электронный блок управления, который контролирует работу форсунок.
Впрыск топливо-воздушной смеси осуществляется в строго определённый момент (фазу) поворота коленчатого вала двигателя. Если зажигание стало работать с перебоями, двигатель «троит», в первую очередь, необходимо выполнить проверку питания датчика коленвала.
Датчик оборотов определяет фактическую частоту вращения КВ в текущий момент времени. Обычно, дискретность этого устройства составляет 0,05-0,09 сек, т.е. сигнал от ДПКВ передаётся на блок управления один раз в 0,05 секунды.
Типы и принцип действия датчиков
Датчики положения КВ подразделяются на три типа: оптические, индукционные и работа которых основана на эффекте Холла. К примеру, корпорация Тойота применяет индуктивные датчики. Они передают сигнал на ЭБУ о положении поршней 1-го и 4-го цилиндров. Как только поршни достигают верхней мёртвой точки, происходит впрыск топлива. ДПКВ автомобилей Шевроле, в отличие от Тойоты, «снимает показания» только с четвёртого цилиндра.
А вот на Nissan Pathfinder 1.9 TDI с турбодизелем датчик коленвала устанавливается на картере коробки переключения передач, в месте её примыкания к блоку цилиндров. Ниссан использует трёхконтактные датчики Холла.
Принцип работы индуктивных датчиков основан на взаимодействии магнитного поля, создаваемого обмоткой, с диском синхронизации. Это явление носит название «электромагнитной индукции». Диск синхронизации представляет собой зубчатый элемент, на котором отсутствует часть сегментов.
Диск вращается вместе с коленчатым валом, пересекая постоянное магнитное поле датчика. Отсутствующие сегменты («зубья») вызывают изменение магнитного поля при его пересечении, датчик вырабатывает токовые сигналы и передаёт их на ЭБУ.
Оптические датчики обладают самой низкой надёжностью. Фотоэлемент, излучающий световой луч, чувствителен к пыли, влаге, грязи. Поэтому такие датчики часто дают ложные сигналы.
Датчики Холла работают по схожему принципу с индуктивными. Разница в том, что электрическое поле создаётся постоянным магнитом, установленном на коленчатом вале.
Как визуально отличить датчик по количеству контактов
Как правило, индуктивные датчики имеют два контакта. Датчики, работа которых основана на эффекте Холла – трёхконтактные. Два контакта всегда подключаются к ЭБУ, третий контакт предназначен для «экранирования» датчика. Он шунтируется и снижает воздействие посторонних магнитных полей, исключая ложные срабатывания.
Возникает вопрос. Откуда на автомобиле могут появиться посторонние электромагнитные поля? Конечно, от генератора. Это достаточно мощная электрическая машина. Магнитное поле генератора способно вызвать сбои в работе датчиков Холла, создавая электрические помехи.
Часто посторонние магнитные поля становятся причиной неустойчивых холостых оборотов, особенно, на «горячем» автомобиле. Именно для этого один контакт соединяется с «массой» автомобиля через шунт.
Признаки неисправности
Обратите внимание на ДПКВ, если возникает хотя бы один из признаков его неисправности:
- запуск двигателя происходит с затруднениями, после неудачной попытки на панели приборов загорается «Check Engine»;
- обороты холостого хода «плавают» в диапазоне 400-800 об/мин как на холодном, так и горячем автомобиле;
- топливо детонирует, ощущаются сильные вибрации в моторном отсеке;
- двигатель самопроизвольно глохнет, повторные попытки запуска не приводят к успеху;
- при нажатии на педаль газа в движении чувствуется «провал мощности».
На дизельных моторах, в добавок к вышеописанным неисправностям, появляется ярко выраженный сизый выхлоп. Это означает, что топливо не сгорает. В выхлопных газах отчётливо ощущается запах солярки.
Как проверить ДПКВ
Проверить датчик оборотов можно самостоятельно. Единственная трудность – необходимость демонтажа. Перед тем, как снять датчик, необходимо нанести метки о его расположении на двигателе. Проще всего это сделать маркером. Маркируется и шкив, и корпус датчика.
Для проверки омметром (мультиметром или цифровым тестером) необходимо знать, какое сопротивление датчика считается нормальным. Если паспортные данные отсутствуют, за номинальный параметр принимают величину 500-750 Ом. Подсоединив щупы к выводам, измеряется сопротивление индуктивной катушки. Если измеренный диапазон сопротивления обмотки значительно отличается, значит, датчик неисправен.
Проверка с помощью осциллографа более сложная. Но она даёт полную информацию о состоянии датчика, позволяя увидеть формируемые им сигналы. Такую проверку выполняют при работающем двигателе. По амплитуде и форме синусоидального напряжения делают вывод о корректной либо некорректной работе элемента.
Особенность ошибки «Р0335»
Разбираясь с нарушением нормальной работы зажигания, диагносты часто встречаются с кодом «Р0335». Он указывает на неисправность цепи ДПКВ. Если контроллер не получает сигнала от датчика, он формирует именно этот код ошибки.
Для того, чтобы устранить неисправность, следует прозвонить цепь каждой катушки зажигания. Проверка цепи выполняется либо цифровым тестером, либо мегаомметром (им прозванивают непосредственно обмотки катушек).
Причиной ошибки может послужить и резкий перепад температур. Влага, попадая внутрь корпуса катушки зажигания, вызывает межвитковое замыкание. Двигатель начинает «троить». Неисправность пропадает через некоторое время сама. Это явный признак того, что одна из катушек зажигания нуждается в замене.